В плену брачных уз Дана Аменова

В плену брачных уз Дана Аменова
17.01.2020

В плену брачных уз

 Дана Аменова   16.01.2020 1

Знаменитая комедийная пьеса Николая ГОГОЛЯ «Женитьба» в неожиданной постановке Государственного академического русского театра драмы имени М. Горького поднимает важную тему значения семейных ценностей. Своими размышлениями о том, почему семья для нынешнего поколения стоит далеко не на первом месте, с нами поделился российский режиссер Туфан ИМАМУТДИНОВ.

— Туфан Рифович, чем вас привлек литературный материал классической пьесы Гоголя «Женитьба»?

— Пьесы Гоголя более двухсот лет занимают свое особенное место в ряду шедевров мировой классики. Мне ранее приходилось ставить в разных театрах «Записки сумасшедшего», «Нос». Они резонируют с нынешним временем. В этот раз выбор был продиктован актуальной во все времена темой брака. К сожалению, молодые люди сегодня воспитываются в эгоистическом ключе. Человек не желает брать ответственность за другого человека, семью, детей. Вот и главная героиня пьесы Гоголя Агафья Тихоновна не замужем, хотя ей много лет — по возрастным критериям, которые существовали во времена Гоголя. Это вполне логично ложится на концепцию самодостаточной, богатой женщины, преуспевающей бизнес-леди, которая делает успешную карьеру. Можно и сегодня привести массу примеров, когда личная жизнь остается даже не на втором, а на десятом плане.

— Каким образом сложилась концепция спектакля?

— Текст пьесы мы оставили в первозданном виде. Внесли лишь минимальные изменения, поскольку временные рамки у Гоголя были другие. Тем не менее, все образы комедии положений узнаваемы, все доступно и понятно для зрителей. Возможно, в нынешнее время эта тема звучит даже острее и злободневнее, чем во времена Гоголя. У одного персонажа изменен возраст. Вместо тетки Арины Пантелеймоновны Агафье Тихоновне дает советы секретарша. Это сразу придает некий статус главной героине. В нашей постановке один из ее женихов желает, чтобы имущество было в порядке, и приходит к ней ради денег. Второй претендент на руку и сердце ищет аристократичную, воспитанную избранницу, что воспринимается как стремление пробиться в высшее общество. Третий любит повышенное женское внимание, он ловелас. Другой жених, кроме офисной жизни, не видел ничего. Он всегда был окружен цифрами, графиками. Когда проявляются настоящие эмоции, он не знает, как с ними существовать, и пугается проявлений настоящих чувств, потому что эмоции — вещь неконтролируемая. Но неожиданно с главной героиней и героем случается чудо — Агафья Тихоновна и Подколесин влюбляются друг в друга.

— Расскажите подробнее, в какой обстановке разворачивается история взаимоотношений Агафьи Тихоновны и Подколесина.

— Классический сюжет пьесы разворачивается в ритме современного офиса, что усиливает остроту проблемы. Поскольку офисное пространство рассчитано не для жизни, а для выполнения функций, сценография выполнена в стиле минимализма. Такая нейтральность символизирует равнодушие, в этой атмосфере не должно быть никакой уютности. Это особенно подчеркивает проблематику. Когда в душном минималистическом пространстве возникают настоящие человеческие эмоции, благодаря контрастному фону возникает динамика. На такой статичной территории неожиданно появляются романтика и любовь.— В чем главная идея спектакля «Женитьба»?

— Через комедию можно затронуть серьезную проблему, смехом можно расположить к себе зрителя. К сожалению, современный зритель не расположен к рассуждениям, рефлексии. Смех дает возможность подключиться к персонажам, начать сопереживать. И когда зритель открывается, можно донести до него сложную тему в доступном формате.

АКТЕРЫ О СПЕКТАКЛЕ

Светлана ФОРТУНА, актриса, исполнительница роли Агафьи Тихоновны:
— Жить в семье, построить счастливую семью — большой труд. Все женщины по-своему расставляют приоритеты, но глобально, если придерживаться канонов, писаний, женщина не предназначена для карьеры. Ее главное предназначение — стать матерью. Понимаю, что семья — это непросто, но все возможно при особых усилиях со стороны мужчины и женщины. Институт семьи нужно возрождать, нужно говорить об этом со сцены. Мне приятно, что режиссер принял такое решение и выбрал удобный для зрителя язык, поместив героев в высотку, где разыгралась эта история.

Сергей МАШТАКОВ, актер, исполнитель роли Кочкарева:
— Можно говорить, что сейчас институт семьи изживает себя. Я бы не совсем согласился с этим утверждением. У нас восточная страна, семейные ценности прививают с раннего детства. Мы так устроены, что у нас семья — на первом месте. Впервые сыграли в малом отреставрированном зале, где зритель находится прямо перед тобой. Само режиссерское решение спектакля очень интересное, публике все сразу становится понятно. Сейчас наш театр находится на новой ступени развития, когда можно бесконечно творить с разными формами. Эксперименты могут дать большой скачок развитию театрального искусства.