Семейный портрет одной актерской пары

Семейный портрет одной актерской пары
13.09.2020

В День семьи эти воспоминания помощник режиссера театра Лейла Абасова, «Мәдениет саласының үздігі» посвящает светлой памяти бывшим коллегам -  актерам В.Т.Архипенкову и С.Д.Прилуцкой

 

«Вспоминая…»

Говорят, будто у сцены есть необъяснимое свойство: поманив однажды огнями рампы, она  не оставляет человека в покое до конца дней. О театре можно писать и говорить бесконечно. Пока существует на Земле театр, перед зрителем всегда будет открываться дверь в этот таинственный, сказочный мир и всегда на сцене будет священнодействовать Его величество Актер. Театр в век компьютеризации и  айфонов не исчезнет с лица Земли. Только в нем можно увидеть актера, услышать живое слово, с ним можно плакать, смеяться, радоваться. Волшебный мир театра – это невидимая человеческому глазу черта, отделяющая реальный мир от мира условного, так влекущего и манящего за собой.

…Я люблю приходить в театр в понедельник, этот день является выходным. Здесь никого нет из служащих, кроме охранников. Поворчав для порядка: «Не сидится тебе дома» - страж снова принимается за чтение очередного бестселлера.

Иду по гулким коридорам, где отчетливо слышны мои шаги. Мой родной театр, мечта моего детства, моих грез! Таинственность придают зеркала, бархат, мягкие кресла, волшебная люстра, старинная лепнина.

Я поднимаюсь на сцену, там темно и немного страшно, но я включаю дежурный свет – передо мной четвертая стена, рампа, софиты. Святые подмостки, амвон, где зрителю отдаются радость, слезы, сердце артиста, постояв еще немного, я выключаю свет. Сцена, зрительный зал – тоже живой орган,  они устали от недельной человеческой суеты, репетиций, спектаклей. Я слышу их тяжелый вздох.

Иду по фойе второго этажа, здесь полумрак. Я прижимаюсь к одной из стен, мне кажется, что она ласково меня обволакивает и что-то шепчет, рассказывает об успехах и неудачах, которые вихрем промчались за полтора века существования театра. Хочется слушать и слушать, ничего не упуская, но я иду дальше к другой стене, где написано: «И не прервется связь времен» - это стена памяти. С портретов на меня смотрят родные лица тех, кто беззаветно служил искусству театра, с кем мне довелось иметь счастье проработать почти два десятка лет. Они честно служили и любили свое ремесло. Словно в рапиде передо мной проходят их лица: строгие, серьезные, улыбчивые. Как вас не хватает, дорогие мои…

Светлана Дмитриевна Прилуцкая и Владимир Трофимович Архипенков, актерская семейная пара- легенда нашего театра.

Он родом из Подмосковья, она из города Иванова - города невест, а познакомились они в Ферганском театре,  которым в те далекие годы руководил Г.Р. Абдулов, отец известного российского актера, народного артиста Александра Абдулова. В те времена Александр был еще малышом.

Владимир Трофимович, увидев молоденькую актрису, был поражен ее красотой, огромные голубые глаза, стройная, тоненькая Светлана Дмитриевна тоже не отвела взгляда. Впоследствии она рассказала: «Когда я увидела Володю, сказала себе, ну все, это мое счастье».

Они были молоды, счастливы, много гуляли по улицам прекрасной Ферганы. Вели бесконечные разговоры о театре. Обожали друг друга, были единым целым. Они были заняты во всех спектаклях театра. Много играли, но хотелось большего.

В конце шестидесятых годов они приехали в наш город, поступили в театр им. М.Горького и вновь занятость во всем репертуаре, гастроли, поездки по областям, совхозам, давали спектакли по клубам, на полевых станах. Ставили рядом две бортовые машины – вот и сцена. Даже были такие моменты, когда не было света, а были керосиновые лампы, зрители сидели на табуретках, которые сами приносили. Какое это было счастливое интересное время. Актеров всегда ждали. И снова работа, новые роли в новых спектаклях. Каждый спектакль – это как маленький ребенок, который только начинает ходить. Каждая роль – это кусок жизни, слезы, боль, радость, споры. Настает день премьеры и снова тревога: как примет зритель, поймет ли, почувствует?

В семье двое сыновей: старший Владимир заявил родителям, что театр не его стезя. Он успешный бизнесмен. Младший Александр буквально вырос за кулисами. Его решение – пойти по стопам родителей,  было принято как должное. Сейчас он вместе с семьей служит в театре города Тамбова.

Светлана Дмитриевна и Владимир Трофимович обладали старой московской  театральной школой игры. Аристократичность, своеобразная манера говорить, трепетное отношение к своей профессии, интеллигентность в высшей степени этого слова, особое уважение к зрителю. Жизнь быстро пролетает со скоростью железнодорожного состава, Сколько было сыграно ролей в спектаклях за длинную творческую жизнь? Более ста, а может и больше. Актер хочет играть долго.

Почитатели таланта Владимира Трофимовича и Светланы Дмитриевны помнят спектакли с их участием: «Ревизор», «Дача Сталина», «Игра в джин», «Рядовые» и много других. Их юбилейный спектакль «Я ничего не помню» в постановке Народного артиста КР С.Ф. Матвеева стал шедевром, который произвел на зрителей огромное  впечатление, блистательным подарком. В этом спектакле засверкали грани таланта супругов. Ибо только зритель, искушенный театром, может дать оценку их работе.

Актеры, прожившие в браке более полувека – большая редкость в мире искусства. Они всегда были вместе: в театре, на гастролях, на даче, дома продолжали работать над ролями.

Совместную актерскую жизнь трудно назвать идиллией: все было – и споры, и повышенный тон. Оба темпераментные, за словом в карман не полезут. Это мелочи жизни: они умели прощать, потому что оба очень сильно любили друг друга.

Светлана Дмитриевна была из старинного рода священников Прилуцких, она свято выполняла заповеди: возлюби ближнего своего как самого себя, уметь прощать.

За самоотверженное служение театральному искусству они были награждены грамотами, дипломами, им были вынесены благодарности, вручены медали. Высшая награда – это признание таланта, труда.

Владимир Трофимович удостоен звания Народный артист РК, Светлана Дмитриевна – звания «Мәдениет қайраткері» и ордена  «Курмет».

Первым ушел из жизни Владимир Трофимович, остановилось сердце большого артиста. Светлана Дмитриевна пережила его ровно на двадцать четыре дня… Лебединая верность….

Если у Всевышнего есть небесный театр, они там вместе.

О, сцена! Свободная, как небеса!

Ты дай мне побольше простора!

Я знаю, с тобою  живут голоса

 И души ушедших актеров.

Но что ни случись! – продолжается жизнь,

Давая нам новые роли,

Актерская  доля – то наземь, то ввысь,

Счастливая, горькая доля.

 

У них была счастливая жизнь, полная творчества и радости.

Их имена навсегда вошли в историю театрального искусства.