Отзыв о спектакле "Манкурт. Вечный раб" от Нелли Шивриной

18.03.2017

Режиссер Барзу Абдураззаков, известный своим новаторством, неординарностью, талантливо написал сценарий спектакля. Подбирал тщательно тексты из произведений Шекспира, Е.Шварца, А.Камю, В.Ерофеева, соединяя разных героев, эпохи, страны. Талантливо воплотил его в яркое сценическое действие, жанр которого сам определил как мистерию.

В 1980-м году выход в свет романа Ч. Айтматова «И дольше века длится в день. Буранный полустанок» был подобен взрыву. Это было новое произведение, которое и сегодня звучит трагически актуально. Обнаженные общечеловеческое проблемы прямо обозначились перед читателями.

Время быстротечно и изменчиво. Но во все время извечные проблемы: кто я? в чем мое предназначение? как не прервать нить жизни? как не оборвать память? остаются и человечество задает их себе неустанно.

Метафора драматического сюжета понятна, слово «манкурт» вышло из рамок произведения и стало понятием – это человек, не помнящий и не признающий своих корней, отталкивающий связи со своей родиной, со своей землей, родными.

Режиссер многогранно раскрыл тему манкуртизма, представив в первой части произведения европейских авторов. Спектакль – это не повествование произведения Ч.Айтматова от начала до конца. Разворачивающееся стремительно действо повествует не только о Франции, Англии, но одновременно и о твоей стране, и зритель затаил слезы, ибо он созвучен с мыслями Шекспира, Камю, Ерофеева, Барзу Абдураззакова. И понимает, какие вопросы мучают его, не дают покоя.

Главная фабула спектакля – или ты личность, или ты вечный раб.

Именно сегодня тема, поднятая в спектакле особенно актуальна. Сегодня, когда мы являемся свидетелями политических конфликтов, информационных войн, когда путем пропаганды изменяют наше сознание, когда террор становится привычным.

Тема спектакля, манера ее передачи глубоко осознаны актерами и логично вызывает восторг зрителя. Смелая сценография, организовано оригинальное сценическое пространство. Прекрасные костюмы. Удивительное музыкальное оформление.

Финал спектакля потрясает воображение. К тебе и только к тебе обращаются актеры со словами «Помни имя свое, помни имя свое». Какой-то щелчок и наступает момент истины – понимаешь, открываются глаза на то, что ранее ускользало.

Реакция зала на спектакль единодушная: сначала зрители, объединенные увиденным, притихли, а потом взорвались аплодисментами. И это говорит только о том, что мы находимся еще в не таком глубоком духовном кризисе.

Русский академический театр драмы удивительно смело и правильно подбирает репертуар. Ни одна лекция о противодействии экстремизму, терроризму не сделает, не всколыхнет столько эмоций, слез, как талантливо поставленный спектакль, сыгранный сплоченной театральной труппой. 

Огромное спасибо.


Нелли Шиврина - заместитель директора Дирекции по обеспечению сохранности памятников и объектов историко-культурного наследия Астаны.