История твориться сегодня…

История твориться сегодня…
29.12.2015

«Мы смогли сохранить в нашем обществе стабильность и согласие, в этом я вижу непосредственную заслугу нашей творческой интеллигенции. Не может государство жить единой экономикой, политикой, если внутри не бурлит культура»

Послание президента

Республики Казахстан Н.А.Назарбаева


На дворе 21 век. Инновационный. Мы не задумываясь, пользуемся всеми плодами человечества, достигнутыми за это время. Эти достижения останутся в нашей памяти историей. Историей первых имен изобретателей. Но есть достижение, которые мы не видим, которыми мы не можем воспользоваться. Эти достижения останутся нашим потомкам. Останутся в первозданном виде. Это произведения искусства, отражающие нашужизнь, нашу историю, это наша культура.

Культура – это машина времени, которая проносит нас с будущего к пространству прошлого через тысячелетия настоящего, она есть непрерывная связь между прошлым, настоящим и будущим. Пока культурная эпоха Казахстана проживала свои биологические циклы, наш народ проходил через черные и белые полосы, и мы видим это отраженным в искусстве. Все это время наш «Великий Брат» Россия держала нас за руку. Было много ссор и примирений в нашей бывшей советской семье, и эти «семейные драмы» не прошли зря. И в конечном счете, русская культура необратимо повлияла на культуру Казахстана, как на государство постсоветского пространства.

Театр является важнейшей частью культуры. Театр – связь народа с культурой. В Казахстане привносят свой вклад в развитие культуры десятки театров, и одним из старейших и известнейших из них является Столичный Академический русский театр драмы им. М. Горького. Этот театр прошел сложный путь со взлетами и падениями, история этого театра – это часть истории Республики Казахстан. Но не было и нет истории без лидера, и лидером истории Столичного Академического русского театра драмы им. М. Горького является обладатель званий «Қазақстанның еңбек сіңірген қайраткері», «Мәдениет қайраткері» Касенов Еркин Тлеугазинович, с момента прихода которого, театр поднялся не только на небывалые высоты, но и стал восприниматься как золото культурной жизни Республики Казахстан. Вряд ли можно сказать, что начиная работать директором театра, он смотрел на себя как на революционера, задавшегося целью сломать барьеры драматургии Казахстана и пойти на международный уровень. Герой моего рассказа пришел туда со своим богатейшим запасом знаний о деле, за которое взялся, и переполненный высокими амбициями, в лучшем смысле этого слова. С этого момента театр начал свою новую эпоху. Он достаточно ясно представляет, что именно сегодня нужно театру и зрителю-современнику, и готов самозабвенно осуществлять многочисленные замыслы, а это уже является залогом успеха.

Все это время театроведы пристально наблюдали за процессом управления Касенова Еркина Тлеугазиновича и за работой театра в целом. О театре начали бесконечно писать, о нем начали говорить, как профессионалы, так и дилетанты, постановки театра никого не оставляли равнодушными, и в конце концов, руководитель театра с помощью акимата г.Астаны и не без участия президента Республики Казахстан, совместными усилиями подняли статус театра до «Академического».

Впервые за всю историю театрального искусства Казахстанский театр участвовал в Международном театральном фестивале «Встречи в России» и уже трижды выезжал в Санкт-Петербург. В 2008 году театр участвовал в Шекспировском фестивале в Пекине со спектаклем «Гамлет», где участвовали театры таких стран-гигантов, как Англии, Италии, Южной Кореи, Польши. Также Столичный Академический русский театр драмы им. М. Горького принял участие в III Международном фестивале драматических театров республик Северного Кавказа и государств Черноморско-Каспийского региона, прошедшем в сентябре 2011 года в Дагестане, как единственный представитель Казахстана, со спектаклем «Мастер и Маргарита» М.Булгакова, наряду с двенадцатью российскими театрами и театрами Израиля и Германии: «Жюри отметило, что театр Астаны – один из самых достойных участников этого фестиваля, а зрители выкрикивали “Астана – космос”» - рассказывает мой собеседник. В 2011 году театр принял участие в нескольких фестивалях в Казахстане, получив дипломы: «За освоение мировой классики» – за спектакль по драме Б.Брехта «Страх и нищета в Третьей Империи» в Таразе, «За освоение национальной драматургии» – спектакль «Одинокая яблоня» А.Оразбекова. В настоящее время, театр сотрудничает с лучшим режиссером Европы, с крупнейшей фигурой в театральном искусстве Йонасом Вайткусом, чье имя известно всему миру: «Йонас Вайткус приезжал на празднование дня столицы в Астане, и перед Круглым столом именитому режиссеру, гостям и прессе был представлен небольшой концерт ансамбля народных инструментов под руководством знаменитого кобызиста Алькуата Казакбаева. Прозвучавшие композиции произвели такое сильное впечатление на Йонаса, что даже, когда мы уже ехали на встречу с Председателем Комитета по культуре Министерства культуры и информации Т.Кишкашбаевым, Йонас не переставал восхищаться казахской музыкой», - делиться Еркин Тлеугазинович.Осознавая самобытность казахской культуры и стремясь воссоздать её, он хочет поднять национальную драматургию на мировой уровень через театральный язык, сделать её масштабной, работая с Йонасом Вайткусом над знаменитой среди нашего народа пьесой Ирана-Ғайыпа «Заклятие Коркута», так как это даст прекрасную возможность посмотреть на национальное произведение с европейской точки зрения, и в дальнейшем немаловажный опыт.

В 2010 году в городе Сольноке, в культурном центре Аба Новак впервые сыграли спектакль «Султан Бейбарс» по пьесе Рахимжана Отарбаева. «После спектакля, принятого бурными овациями, наши актеры встали и исполнили гимн Казахстана на казахском языке. На сцене был флаг страны, а в фойе мы сделали выставку о жизни современного Казахстана. Я был поражен тем, что на ноги встал весь зал. Это было вызвано большим количеством казахских студентов, которые пришли посмотреть на родной спектакль. Растрогались детишки» - улыбается он: «Мы летели в Венгрию через Вену, где провели время с австрийским режиссером и моим другом Егише Геворкяном, который ставил в Астане спектакли. Музею города Карцага, который считают столицей венгерской Кипчакии подарили шанырак и национальные костюмы. Интересный факт, что мадьяры, кальсаки, куны, как еще называют часть венгров – потомки тех кипчаков, которые в 13 веке защищали эту землю от татаро-монгольского нашествия, до сих пор сохраняют свои традиции и культуру. Их язык схож с нашим, может именно поэтому председатель Ассамблеи области Яс-Надькун-Сольнок господин Шандор Ковач свободно владеет казахским языком». За поездку в Венгрию герой моего рассказа благодарит посла Венгрии в Казахстане г-на Имре Ласлоцки, посла Казахстана в Венгрии Рашита Ибраева и акимат Астаны, которые поддерживают театр во всех начинаниях: «Наш театр не только продемонстрировал свои творческие возможности, но, и внес свою лепту в укрепление венгерско-казахстанских отношений».

Совсем скоро на столичной сцене состоится премьера еще одной казахской драмы – «Последнее причастие», которая написана по повести «Атау-кере» знаменитого казахского писателя, лауреата Государственной премии Республики Казахстан, премии им. Абая, Всесоюзной литературной премии им. Н.Островского Оралхана Бокея. Известно, что произведения Оралхана Бокея переводить очень тяжело: нужно уметь передать ту мысль, которую он передал на казахском языке, надо уметь уловить атмосферу его произведении, и в итоге ничего не поменять. «Спектакль рассказывает о непростых человеческих взаимоотношениях, о Родине, связи предков и поколений, но, главным образом о борьбе, любви и надежде. Спектакль впервые будет показан на русском языке, продолжив тем самым добрую традицию нашего театра первых постановок национальной драматургии на русской сцене» - рассказывает мой собеседник.

Каждое лето руководитель русского театра отправляет своих артистов в театральную школу в Подмосковье на 2 месяца. В скором будущем он хочет пригласить на мастер-класс учителя по сценическому движению с Киргизии, который работал в Голливуде. Недавно мастер-класс по сценической речи провела с труппой доцент Щукинского театрального училища Елена Ласкавая.

Еркин Тлеугазинович разрушил стереотип, став одним из первых руководителей-казахов русского театра. В 2007 году на международном конгрессе «День русского языка» он был единственным представителем Казахстана и выступил с речью на родном казахском языке. После гастролей в 2011 году, он принял участие в Международном конгрессе «Культура как ресурс модернизации», выступив с докладом «Советское наследие: общее прошлое – опыты интерпретации» в Ульяновске.

Каждый спектакль театра зрители и критика оценивают, как новое слово в драматургии и культуре Республики Казахстан даже тогда, когда речь идет о классических произведениях, таких как: «Мастер и Маргарита», «Гамлет», который поставил российский режиссер Александр Конаевский, «Страх и нищета в Третьей Империи», «Ревизор», «Ханума», «Браво, Лауренсия», «Панночка», «Трамвай «Желание». Для постановки спектаклей народный деятель приглашает режиссеров с Санкт-Петербурга, Москвы, Бишкека и других городов зарубежья.

В Столичном Академическом русском театре драмы им. М. Горького работают талантливейшие артисты, с которыми Еркин Тлеугазинович смело выехал бы в Европу в любой момент, так как доверяет им и их таланту. Мы видим их в лице: заслуженную артистку РК Наталью Косенко, которая совсем недавно была отмечена Орденом Дружбы Президента России, народного артиста Кыргызстана и обладателя звания «Мәдениет қайраткері» РК Сергея Матвеева, ведущих актеров театра, мастеров сцены Виктора Житкова, Нину Дроботову, Людмилу Крючкову – обладательницу знака «Ерең еңбегі үшін», Владимира Иваненко – обладателя Ордена «Құрмет», артистов театра Романа Чехонадского, Александра Корженко, ЛарисуЛебедеву и Маргариту Мухаметдиеву, которые получили звание «Мәдениет қайраткері» и многих других артистов театра, которые также достойны наград, включая поток одаренной молодежи.

Как человек высокой культуры и эрудиции, и как гражданин любящий свою Республику, и уважающий президента Республики Казахстан, Касенов Еркин Тлеугазинович привнес на казахстанские театральные подмостки много нового. Помимо званий «Қазақстанның еңбек сіңірген қайраткері», «Мәдениет қайраткері», он неоднократно награждался Почетными грамотами Президента РК Н.А. Назарбаева, Ассамблеи народа Казахстана и Акима г.Астаны, дважды награждался Почетной грамотой Министерства культуры и информации, благодарственным письмом за высокопрофессиональную организацию проведения республиканских и международных форумов, конференций, семинаров, получил нагрудный знак «Ана тілі айбары» от Международного общества «Қазак тілі».

Бесчисленные награды и дипломы участия в международных и самых элитных фестивалях, многочисленные гастроли со спектаклями мирового масштаба по таким странам, как Испания, Венгрия, Китай, Россия, Дагестан, наличие самых одаренных и талантливых артистов Казахстана, громкие премьеры, творческий подъём и феноменальный успех, смелые режиссерские решения, и самое главное, зрительская любовь – факты говорят сами за себя: Столичный Академический русский театр драмы им. М. Горького – один из лучших театров Казахстана, и будет время, когда весь мир узнает и оценит труд данного театра.

Патриотические, прогрессивные и гуманные взгляды Еркина Тлеугазиновича, его негасимая любовь к театру, к родине и языку высоко подняли культуру Казахстана. Мы все видим результаты его работы. Он внес огромную лепту в развитие нашей молодой независимой Республики. Его усилия привели к процветанию отечественного искусства, и за это он благодарит президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева.

Давайте не будем забывать, почему мы здесь, и почему наш народ продолжает свой Великий путь. Путь, который никто не в силах прервать, так как наш народ берет свои истоки с культуры. С культуры, не сломившейся под давлением времени, с культуры, что делает наш народ цивилизованным. Ведь культура – социально-духовная модель народа, которая живет в историческом сознании нации. Без культуры – нет нации, без нации – нет государства. Так сделаем же шаг навстречу нашей культуре!