Горьковцы вернулись из Македонии!

Горьковцы вернулись из Македонии!
02.07.2018

В рамках 20-летия столицы, в течение всей прошлой недели коллектив ГАРДТ им. М.Горького находился в Македонии, где принял участие в одном из самых известных международных Шекспировских театральных фестивалей «Битола Шекспир».

Изначально фестиваль зародился в Лондоне в 2012 году, где старейший Македонский драматический театр г.Битолы был удостоен чести проводить Международный театральный фестиваль, посвященный творчеству У.Шекспира. Ежегодно фестиваль объединяет лучшие профессиональные творческие коллективы со всех континентов мира, где представляют на суд международного зрителя и театральных экспертов самые нашумевшие и уникальные спектакли по произведениям Уильяма Шекспира.

В этом году программу фестиваля составили театры из Македонии, Хорватии, Румынии, Венгрии, Польши, Турции, Черногории и Казахстана, в лице которого горьковцы представили европейцам совершенно новую, евразийскую трактовку шекспировской трагедии «Ромео и Джульетта» в гениальном переводе Бориса Пастернака.

Спектакль из Астаны Македония ждала с особым трепетом. Мы единственные из стран участников, кто привез такой масштабный (и по количеству занятых актеров, и по хронометражу) спектакль. Кроме того, современное европейское прочтение Шекспира в корне отличается от нашего. Зарубежные коллеги видят стратфордского гения больше в экспериментальных малых формах. Одни старались воссоздать мобильную архитектонику шекспировских пьес – открытая сцена без занавеса, минимум реквизита, крайняя условность сценического оформления, что заставляло концентрировать внимание только на актере и его сценическом мастерстве. Другие легко и нещадно кроили шекспировский текст, стараясь в совершенно новых жанровых формах интерпретировать первоисточник. В целом же, европейское видение Шекспира, отличает особая философская злоба дня. Горьковцы привезли спектакль иного формата и глубины.

Поставленный уже известным столичному зрителю творческим тандемом из Кыргызстана Нурланом Асанбековым и Юлдашем Нурматовым спектакль «Ромео и Джульетта» являет собой талантливое авторское прочтение знаменитой веронской истории, удивительным образом вместившей в себя смешение азиатской, русской и европейской театральных культур.

Нерельефное, эксцентричное действие спектакля перенасыщено эмоциями, возведенными в степень нереальности, а, быть может, сновидения. Герои этих самых событий по-разному их воспринимают и, «прогоняя» в собственной памяти, каждый раз в чем-то по-новому на них реагируют. Завораживающая музыка (композитор Александр Юртаев), создает букет из эмоций и чувств, отправляя зрителя в увлекательный полет фантазий вместе с полюбившимися героями. Пронизанный шекспировским духом спектакль базируется на ассоциациях, тонких нюансах, юморе (ведь у горьковцев это не трагедия) и нарочито «поддельных» современных приемах. Заставляет ли он задуматься? Безусловно. Ведь история повторяется до тех пор, пока мы не усвоим ее уроки.

Все сценическое действо горьковцев было представлено как «карнавал», всенародный и всеобъемлющий, хоронящий и возрождающий, отрицающий и утверждающий одновременно. Сценический «карнавальный смех» (не современный сатирический смех, а народно-праздничный, уходящий корнями в глубь веков) подчеркивает миросозерцательный и утопический характер спектакля, с его направленностью на высшее, где вся эта амбивалентность позволяла уверенно сочетать, казалось бы, не сочетаемые вещи.

Спектакль покорил европейскую публику своей невероятной трактовкой, искренностью, непревзойденной стилистикой и актерской игрой. Европейские коллеги единым мнением сошлись в том, что в казахстанском спектакле невозможно выделить одного актера, все представляют собой единый организм, живой, израненный вдоль и поперек, имеющий одно сердце и душу на всех.

Удалось горьковцам посмотреть и несколько спектаклей стран участников фестиваля. Более всего артистам запомнились невероятный «Ричард III» Хорватского Театра им. Гавеллы в постановке Александра Поповски, а так же спектакль Венгерского театра Румынии «Csiky Gergely» «Сонет 66» в постановке Кокана Младеновича. Горьковцы прониклись совершенно новой европейской режиссурой, иной подачей материала и манерой актерской игры. Как признаются сами актеры, - «Для нас это было настоящим мастер-классом!».

Но не одним спектаклем астанчан запомнились горьковцы македонцам. По доброй традиции театра, в холе Национального театра Битолы коллектив ГАРДТ им. М.Горького подготовил выставку, посвященную 20-летию Астаны и Казахстану. Европейский зритель и коллективы стран-участников были поражены невероятной архитектурой города и величием страны. В фойе театра для многочисленной публики транслировался небольшой фильм об Астане и ее достопримечательностях. Гостям и коллегам были презентованы книги о столице Казахстана, а так же представлено дорогое нашему сердцу звучание домбры в исполнении директора театра Еркина Касенова.

В течение семи дней Македония подарила коллективу театра самые удивительные впечатления: и встречу с настоящим европейским театральным искусством, и ценнейшее общение с коллегами из самых разных стран, и незабываемые прогулки по македонским лесам, каньонам, удивительному озеру в древнейшем городе Охрид и памятникам античной архитектуры в Скопье. Горьковцам даже удалось провести открытую импровизированную репетицию спектакля «Ромео и Джульетта» на площадке древнейшего амфитеатра Охрида, единственного прекрасно сохранившегося древнегреческого театра, возраст которого насчитывает 2,5 тысячи лет.

В год 20-летия Астаны горьковцы выезжали за рубеж дважды, не просто достойно презентуя высокий уровень казахстанского театрального искусства, а раскрывая суть столичной культуры в целом. Молодая столица Казахстана, как мощнейший культурный центр и сердце Евразии, в лице горьковцев предстала перед Европой в уникальной форме исключительно казахстанской многонациональной идеи «единства в многообразии», где царит присущее только нам яркое и органичное смешение азиатской и европейской культуры, открытость новому и береженое сохранение национальных традиций.

Вернувшись в родные пенаты, горьковцы в тот же день отыграли премьеру «Красного яблока», поставленного в честь 90-летия Чингиза Айтматова, а так же приступили к работе над завершающей этот театральный сезон премьере «Последние» М.Горького в постановке легендарного мэтра европейской театральной сцены Йонаса Вайткуса.